![]() |
|
Статистика Статистические исследованияИз истории статистики Этапы статистического исследования Статистические характеристики Гауссовское распределение Пример исследования Режим дня О режиме дня
Исследования АнкетированиеРезультаты исследований Советы Советы ученикамСоветы родителям |
Компоненты режима дняВажнейший компонент режима - сон. Дошкольники и школьники дома обычно встают в определенные часы (перед уходом в детский сад или в школу). Но ложатся спать в одно и то же время редко: в конце дня у них находятся неотложные дела, а родители добры. Вследствие этого у ребенка начинается хроническое недосыпание, которое он старается компенсировать долгим лежанием в постели в воскресенье, в каникулы. Недосыпание вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности или, наоборот, возбуждения. И то, и другое пагубно отражается на общем развитии. Такой режим не только не восполняет отсутствие нормального сна, но и способствует развитию лени. Один из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников — сокращение времени ночного сна. Это весьма опасная тенденция, ведущая к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества серьезных заболеваний. Основные причины такого положения в 11% случаев — длительное приготовление уроков, в 64% — просмотр вечерних телепередач, игра на компьютере и так далее. ![]() ![]() ![]() Правильно организованное питание является важнейшим условием нормального развития школьника. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условно рефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, происходит функциональная настройка организма. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не проявляется. В результате нарушается нормальное пищеварение и усвоение пищи. Это может привести к заболеванию. Чаще всего так и зарабатывается гастрит. Оптимальным для подросткового возраста является 4- 5 разовое питание с 3-4 часовым интервалом между приемом пищи. Жизненная деятельность человека осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов, обмена веществ, с выделением энергии, необходимой для нормальной работы всех систем и органов человека. Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рацион питания должен быть построен в определенном сбалансированном отношении, содержать все эти вещества (не будем углубляться в суточную потребность в килокалориях). Каждый компонент жизненно важен для организма, например: недостаточное содержание белка в рационе питания (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) вызывает ослабление тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного мозга. Белки усиливают возбуждение центральной нервной системы, обеспечивают хорошую умственную работоспособность. Необходимо учитывать совместимость продуктов. Белки лучше усваиваются в сочетании с овощами. Ваш рацион обязательно должен содержать витамины. Они повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма, участвуют в обменных процессах Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен быть 2,5 - 3 кг (без учета хлеба). Нередко наши любящие родители, стремятся давать гораздо больше пищи, чем это необходимо. Установлено, что большая часть детей, страдающая избыточным весом, как раз из тех семей, в которых бытует "культ" еды, где родители сами переедают. Такие упитанные деточки тяжелее переносят любое заболевание, чаще болеют, из-за малой подвижности и тучности не могут себе позволить спортивные и другие подвижные игры. Повышенное отложение жира ослабляет мышцу сердца, вредно влияет на опорно-двигательный аппарат, кости, суставы, появляется плоскостопие, нарушается осанка, плохо развиваются мышцы. ![]() ![]() ![]() Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также, зависит от организации учебно-воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся и др. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: дети проводят без движения не менее трети суток бодрствования. Негативное влияние на здоровье детей школьного возраста оказывает перегрузка учебными занятиями в школе и дома. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени — ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе. Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания. Количество детей, у которых домашние задания занимают 3 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. Любое увеличение учебной нагрузки изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым ежедневно увеличивая утомление школьников и снижая их адаптивные возможности. При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается. ![]() ![]() Организация своего досуга, где вы бы самостоятельно организовали процесс общения с интересными людьми, с миром науки, искусства, культуры, с достаточным пребыванием на свежем воздухе, с окружающим вас миром во всем его многообразии и величии. В современном мире на вас обрушивается мощный поток зрительно-слуховой информации, через радио, телевидение, Интернет. Досуг современных школьников не способствует сохранению здоровья. ![]() ![]() Не секрет, что длительное пребывание у компьютера стало во многих семьях нормой отдыха школьника. Сколько же времени в течение дня ученик может находиться у монитора и какой вред здоровью наносит компьютер? Родители должны всегда помнить, что, работая на компьютере, ребенок подвергается сразу четырем вредным факторам. Во-первых, это довольно ощутимый эмоциональный стресс. Во-вторых, очень сильная нагрузка на зрительные органы, которые у подростка окончательно еще не сформированы. В-третьих, стесненная поза, негативно влияющая на позвоночник. В-четвертых, низкочастотное электромагнитное излучение монитора. Министерством здравоохранения РФ определены нормы пребывания детей у компьютера. Цифры здесь следующие: для учащихся первого класса - 30 минут в неделю; 2-3 классов - 45 минут в неделю; 4-6 классов - 1,5 часа в неделю, но не более 45 минут в день; 7-9 классов - 2,5 часа в неделю, но не более одного часа в день; 10-11 классов - 6 часов в неделю, но не более одного часа в день. В эти показатели входит общее время пребывания ребенка у компьютера - как в школе, так и в домашних условиях. А для старшеклассников (тоже по определению Минздрава) уроки программирования должны строиться по принципу: 15 минут - на теоретическую часть и 30 минут - для практических занятий на компьютере. ![]() ![]() Нельзя забывать про двигательный режим, особенно уроки физкультуры. Преимущество подвижного образа жизни в благотворном влиянии на становление и развитие всех систем нашего организма. Занятия спортом вызывают положительные эмоции, состояние бодрости, душевного комфорта и благополучия, выделяется адреналин. Занимаясь спортом, приобретаешь ряд личностных качеств: ловкость, быстроту, силу, выносливость, волю, чувство коллективизма, дисциплинированность, санитарно-гигиенические навыки и знания. ![]() ![]() ![]() Закаливание является важным элементом режима дня. Наиболее существенными средствами закаливания являются естественные природные факторы - воздух, вода, солнечные ванны. Процедуры закаливания проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития. Сила закаливающего фактора воздуха, воды, солнца увеличивается постепенно, не допуская переохлаждения. Закаливание осуществляется регулярно в течение всего года, учитывая особенности климата, сезона, погоды. Все закаливающие процедуры применяются на фоне положительного эмоционального настроения. ![]() ![]() |