Режим дня и биоритмы человека

Слово "режим" - французское и в переводе означает "управление". Все процессы в нашем организме происходят циклично, бодрствование сменяется сном, вдох выдохом, сокращение предсердий и желудочков сердца - паузой. Они происходят рефлексивно, помимо нашего сознания.

Организм способен чувствовать и измерять время. Этой способностью обладают все живые существа - от растений до человека. Именно данное свойство помогло многим организмам выжить в борьбе за существование. Как в организме человека, так и во все живом мире повторяются определенные явления, знаменуя собой наступление следующего отрезка времени. Цветение растений, сезонные миграции зверей и птиц, чередование сна и бодрствования, смена времен года и многие другие циклические процессы в природе - все это проявление биологических ритмов. У человека есть биологические часы, но не столь точные, как у некоторых животных. О ритмическом изменении состояния организма человека известно давно. Греческий врач Герофил за 300 лет до н.э. обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. Подсознательно человек выбирает время, когда ему легче работать. Приблизительно 400 - 500 лет назад человек стал жить по часам, а до этого он ориентировался на природные и биологические часы.

Несовпадение биологических, психических и социальных ритмов приводит к нарушению жизненно важных стереотипов. Из-за этого происходят сбои, нарушения, болезни в живых организмах. Организм не успевает адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и в этом им помогает другая сила - движение. Движение - это важнейший биологический стимулятор развития и совершенствования всех физиологических ритмов организма. Правильно развиваясь, организм получает больше возможностей для адаптации. Наступает время, когда человек не только осознает, но и чувствует свой биоритм.

Режим дня, составленный по расписанию в детском саду, в школе, не должен особо нарушаться в домашних условиях. Этот режим должен быть стабильным, динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней, социальной и биологической среды. Наличие цикличных режимных процессов является для ребенка необходимым условием для развития физиологических и других процессов: самочувствия, настроения. При составлении режима дня для школьника необходимо учитывать биологические ритмы и особенности психолого-физического развития.

Hosted by uCoz