О биоритмах

Биоритмы начинают проявляться у ребенка уже в первые недели жизни, но их проявление реализуется постепенно. Ряд биоритмов проявляется только в школьном возрасте. У дошкольников можно определить к какому типу они относятся, к «жаворонкам», «совам» или аритмикам. Несложно проанализировать динамику поведения ребенка в течение нескольких дней и охарактеризовать с достаточной точностью «биоритмологический» портрет и внести коррективы в организацию режима дня и всего процесса воспитания.

Режим дня предусматривает динамичную смену деятельности, стереотип, постепенно переходящий в привычку. Тогда вырабатывается устойчивый условный рефлекс ко многим моментам режима дня. Если все делается хаотично и спонтанно, в любое время, полезные привычки не вырабатываются. Поиски необходимых вещей в обстановке недостатка времени ведут к ненужному напряжению нервной системы, отрицательным эмоциям, которые препятствуют нормальной учебной деятельности, снижают ее результаты. Чтобы сохранить высокую работоспособность и стабильность, надо все необходимое готовить заранее и одни и те же дела выполнять в одно и то же время в определенной последовательности; подъем, утренний туалет, зарядка, завтрак, занятия, обед, отдых, домашние задания, сон. Это так называемое суточное время учащегося.

По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве - чередование всех форм деятельности организма в определенном ритме. Воспитать в ребенке чувство ритма - не слишком сложно: самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его, когда ребенок становится старше и начинает просить "чуть-чуть" задержаться, опоздать, отложить и т.д.

Между тем именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

Hosted by uCoz